В 2020 году я выиграл президентский грант на изучение узкоколейных железных дорог Вологодской области. Я хотел не упустить момент и застать последние действующие узкоколейки. Наша страна за последние 10-20 лет потеряла всю сеть УЖД — от нее почти ничего не осталось. Но я не склонен сильно печалиться об этом. Никому ведь не приходит в голову переживать, что мы больше не ездим на «Тавриях» и забыли, что такое трамблёр. На этой странице — отчеты из моих поездок по УЖД Вологодской области.
Узкоколейки будут закругляться
До 90-х годов весь север России был испещрен узкоколейными железными дорогами. Их строили для вывозки леса и торфа, освоения целины и рудников. Пассажирское движение связало лесопункты — временные вахтовые поселки, ставшие частью большого эксперимента Союза по освоению северных лесов. Почти вся эта цивилизация, основанная на болотах вдоль узкоколеек, исчезла. Мы попробовали выяснить, почему так вышло, и есть ли бизнес-перспективы у остатков мощнейшей инфраструктуры.
Опять по шпалам
В Вытегорском районе Вологодской области старой узкоколейке нашли место среди новых технологий заготовки леса. Белоручейская узкоколейная железная дорога теперь успешно работает вместе с грузовиками-лесовозами. Когда грунтовки размывает, она полностью заменяет автотранспорт. Местные предприниматели поддерживают в рабочем состоянии советские тепловозы и старые пути. УЖД дает работу полусотне человек. Смотреть на экзотические поезда приезжают финские и московские туристы. Но развивать туризм владельцы узкоколейки не планируют, а лес заканчивается. Что будет с дорогой?
Налегли на рельсы
В России осталось не более десяти промышленных узкоколейных железных дорог. Они работают на торфоразработках и лесозаготовке. Одна из таких дорог — Лойгинская УЖД, ранее третья по протяженности узкоколейка в бывшем СССР. Она начинается в Архангельской области и заканчивается в Вологодской. Проходит по лесам и болотам, где нет связи и деревень. По УЖД возят лес, а еще она дает работу десяткам людей, в основном пенсионеров.
Союз дорог: как в Вологодской области хотели объединить две узкоколейки
В 1980-е годы в Вологодской области планировали создать одну из самых длинных в СССР узкоколейных железных дорог. Проект предполагал объединение крупнейшей в регионе Семигородней УЖД в Харовском районе и Пятовской узкоколейки в Тотемском районе. Общая протяженность дороги составила бы более 200 километров, а с учетом ответвлений — больше 400. Впервые УЖД соединялись в единую сеть. Рабочим оставалось построить два километра путей, когда проект заморозили. Об этих событиях не осталось информации, но мы восстановили их по воспоминаниям очевидцев.
Илезяне ушли из леса
В Нюксенском районе Вологодской области жители небольшого поселка Игмас добились сохранения 27 километров старой узкоколейной железной дороги. Для поселка она стала частью жизни: по УЖД ездят за ягодами и грибами, возят туристов и вывозят металлолом. Еще железку используют, когда надо тушить лесные пожары. Мы проехали по всей УЖД на дрезине, достигли заброшенного поселка лесозаготовителей Илезка и выслушали мистические рассказы местных жителей об озере, в котором не утонуть, и внуке священника, обнаружившем в лесу клад.
Что такое узкоколейная дрезина-«пионерка»
На заброшенных узкоколейных дорогах, где прекращено движение поездов, местные жители часто пользуются «пионерками». Так называется дрезина: на ней ездят в лес за грибами и ягодами, на рыбалку, охоту, а еще за металлоломом. На некоторых УЖД движение дрезин очень оживленное. Расскажу об устройстве этого транспорта и его особенностях.
Станция сошла с рельсов
В 2011 году частная компания «Семигородний лесопромышленный комплекс» объявила о банкротстве. С этого момента началось окончательное увядание образцовой и передовой узкоколейной железной дороги в Харовском районе Вологодской области. В 2014-2015 годах Семигороднюю УЖД продали и разобрали. На бывшей стокилометровой магистрали в лесных поселках до сих пор остаются люди. Некоторым за счет государства предоставлено новое жилье, но они не хотят уезжать.
Горбачёвская УЖД: «Весело было, а теперь тишина»
Горбачёвская узкоколейка в Бабаевском районе Вологодской области считалась одной из крупнейших в регионе. Она тянулась более чем на 70 километров, дорога доходила до границы с Ленинградской областью. Рядом с УЖД выросли поселки, где было все для жизни: общежития, медпункты, сады и школы. Парк локомотивов насчитывал два десятка тепловозов. На дорогу закупали передовое для своего времени оборудование. Узкоколейку продолжали модернизировать даже в 90-е. А в 2012 году полностью разобрали.