Вологодские предприниматели вложились в старую узкоколейку и сделали ее рентабельной

В России осталось не более десяти промышленных узкоколейных железных дорог. Они работают на торфоразработках и лесозаготовке. Одна из таких дорог — Лойгинская УЖД, ранее третья по протяженности узкоколейка в бывшем СССР. Она начинается в Архангельской области и заканчивается в Вологодской. Проходит по лесам и болотам, где нет связи и деревень. По УЖД возят лес, а еще она дает работу десяткам людей, в основном пенсионеров.

Узкоколейка за 50 километров от Лойги

Стык технологий

Машинист тепловоза Николай Соболев, услышав, что мы хотим выехать за 60 километров по УЖД в 9 утра и вернуться к 23 часам, задумывается: «Постараемся успеть». Порожний состав идет со скоростью велосипедиста — 20 километров в час. Если лесовозная платформа — сцеп загружена лесом, скорость еще ниже — 8-9 километров в час. 

Сход с рельсов здесь обыденность.

«Вывоз груза занимает 10 часов, если повезет. А если авария, то сутки и ночевать в лесу. Бывало и двое суток, — вспоминает Николай Соболев. — Пути у нас прямо по болоту, шпалы гниют быстро, сцепы сходят с рельсов. Плюс раньше мы возили хлыстами (очищенный от сучьев ствол поваленного дерева. — авт.), они были длинные и давали сцепу устойчивость. Сейчас заготовка сортиментами (пиленый на разные длины лес. — авт.), с ними сцепы болтаются в разные стороны. Поэтому если с утра выехал и в 19 часов вернулся, то это, считай, не работал. В четыре утра — другой разговор!»

Николай Соболев

Через 15 километров останавливаемся: впереди авария с другим тепловозом, сцеп сошел с путей. Бригада монтеров валит бензопилами березы вдоль дороги. Мужики пилят их по размеру шпал и тут же меняют прогнившие шпалы на новые. Для этого рельсы приподнимают специальным домкратом. Он захватывает рельсы двумя металлическими «клешнями», двумя опорами упирается в шпалу. Затем двое монтеров одновременно поднимают левую и правую части домкрата, прокручивая две рукоятки. Рельс выгибается, поднимаясь вверх. Можно доставать старые шпалы и класть новые.

На УЖД выделена путевая бригада, это работающие посменно 8-10 человек со своим тепловозом. Бригада устраняет аварии и предупреждает их: загодя меняет прогнившие шпалы. 

«Раньше были перегоны по 10-15 километров, и на каждом перегоне была своя путевая бригада, а теперь у нас один перегон — вся дорога! — рассказывает начальник лойгинского лесозаготовительного участка Григорий Щур. — Мы в 2013 году меняли шпалы на одном из участков, но они уже почти все прогнили. Пытались балластировать (выравнивать за счет укладки слоя сыпучего материала. — авт.) пути, так балласт весь ушел в болото. Раньше для шпал разрешали пилить ель, сейчас только березу или осину, а они гниют быстрее. Местами рельсы вместе со шпалами утонули в трясине, и мы клали новые прямо поверх них, потому что их уже было не достать».

На дороге работают 12 тепловозов. Владелец УЖД — компания «Вологодские лесопромышленники» — едва ли не единственная в России, которая обновляет парк узкоколейной техники. В 2016 и 2018 годах на Лойгинскую УЖД поставили два новых тепловоза ТУ-8, цена каждого — больше 10 миллионов рублей. Тепловозы сделали под заказ в Удмуртии на Камбарском машиностроительном заводе. Это единственное оставшееся в стране предприятие, которое еще производит подвижной состав для узкоколеек.

Григорий Щур

На первом пришедшем с завода тепловозе было электронное переключение передач, но машинистам оно не понравилось. С ручным привычнее. Второй тепловоз заказали уже с классическим вариантом коробки. Однако не отказались от новой системы с водяной печкой. В старых тепловозах стоят металлические «буржуйки», их надо топить дровами.

Лесные люди

Путешествие по УЖД занимает много времени, а рассчитать точное время прибытия куда-либо сложно. Лесозаготовителям проще жить в лесу, чем каждый день ездить в поселок Лойгу.

Тракторист Сергей Кувакин уезжает из Лойги в понедельник и возвращается в пятницу. Сергей работает на восстановлении леса: пашет землю под новые посадки, чистит территорию от хлама и кустов.

Тракторист Сергей Кувакин

«У нас тут в основном пенсионеры — машинисты, да и вообще, — объясняет тракторист. — На всей дороге никого нет, только в Лесном, это ветка от магистрали, живут два человека — отец и сын. Они оттуда не уезжают, не знаю почему. Раньше связь была, по столбам провода шли. А теперь вон, видишь, столбы сгнили и сами на проводах висят». 

Пилят лес здесь по современным технологиям: загоняют на участки харвестеры и форвардеры. Обустраивают вагончики для операторов. Бригады на лесозаготовительных комплексах трудятся вахтами по 14 дней. Работа на комплексах требует подготовки и умения обращаться с электроникой. Почти все операторы — приезжие.

Село каракатов

Узкоколейка начинается в поселке Лойга в Архангельской области. Доехать сюда можно только поездом широкой колеи: ближайшая автомобильная трасса в 12 километрах. Еще из Лойги по УЖД можно доехать до поселка Сулонга (Конторка), а там пересесть на автомобиль. Это порядка 40 километров. Так делают, если из Лойги нужно экстренно кого-то вывезти: например, в больницу.

В самой Лойге на центральных улицах положены бетонные плиты, а где их нет — грязь и ямы.

Поезд из Вологды идет до станции Лойга всю ночь и приходит в семь утра

Основной транспорт здесь — уазики и каракаты, то есть самодельные вездеходы. Их собирают из запчастей от советских машин и мотоциклов. На каракатах пассажиров встречают с поездов, на них же местные жители ездят по поселку и в лес на охоту или за ягодами.

Раньше в Лойге жило 5000 человек, сейчас осталось около 800. Официально зарегистрировано больше 1000, но многие уехавшие сохраняют прописку, чтобы получать «северную» прибавку к пенсии. 

1947 — 2020

Лойгинская УЖД появилась в 1947 году. В начале 1960-х был организован Лойгинский леспромхоз, куда передали лесозаготовки и узкоколейную железную дорогу. Ее протяженность составляла 8 километров. С 1963 года началось интенсивное строительство новых путей. В 1968 году дорогу протянули до Сулонги, а на конце другой ее ветки основали посёлок Лесной. Длина дороги в это время составляла 27 километров.
В 1975 году ветку дороги довели до Айги, откуда начали вывоз древесины, а в 1983 году — до Вощара. Ветка на Лесной, считавшаяся тогда магистралью, к этому времени достигла 31 километра.
В середине 1980-х магистральной объявили ветку на Вощар. Ее длина составляла 92 километра.
В 2002 году ООО «Лойга-Лес» (бывший леспромхоз) вошло в состав холдинга «Вологодские лесопромышленники». Компания вложила серьезные средства, объем вывоза леса увеличился.

Из-за труднодоступности поселка цены на продукты в Лойге выше, чем в крупных городах. Вологодское молоко, которое в Вологде продается за 40 рублей, здесь стоит 60. 

В Лойге стоят три козловых крана, есть своя пилорама, узкоколейное депо. Управление лесозаготовительного участка расположено в новом каркасном здании.

«У нас даже есть свой тупик!» — гордятся местные жители, имея в виду тупиковый терминал перегрузки с узкой на широкую колею.

Узкоколейка и станция РЖД — основные работодатели в Лойге. Лесозаготовительный участок обеспечивает работой 120 человек. 

В 2005 году протяженность Лойгинской узкоколейки превышала 200 километров. Главная линия до станции Вощар уходила на 105 километров. Сейчас рельсы остались только на 65 километрах, у дороги все еще несколько магистральных ответвлений. 

Дорога и жизнь

Говорят, в советское время по Лойгинской УЖД возили по полмиллиона кубометров леса в год. Сейчас объемы заготовки около 180 000 кубометров. Но планов разобрать дорогу нет. Более того, УЖД строят: каждый год появляются новые ответвления общей длиной в 8-9 километров.

Зеленые линии — узкоколейка в 2020 году

Более технологичной альтернативы для вывозки леса в этих краях не существует. Построить автодорогу нельзя, так как ближайший карьер с песком за 45 километров, да и до Лойги не доехать на машине. 

К трем часа дня мы доезжаем до делянки, которую нужно сфотографировать для предстоящей инвентаризации. Тепловоз подбирается к ней со скоростью пешехода. Рельсы под тяжестью машины то и дело погружаются в трясину и кажется, что мы плывем по болоту.

Глушим двигатель. Воцаряется глухая, ватная тишина. Нет ни звона насекомых, ни вздохов и сопения болота, ни криков лесного зверья, сырой воздух неподвижен. Тихо, как под водой. 

Обратно едем уже в темноте. На тепловозе горит «верхний свет» — поднятый над капотом на штыре светодиодный прожектор. Старые «родные» фары тоже горят, но их света не видно.

В кабине темно. Машинист Николай Соболев не торопясь рассказывает, как вместо лосьона после бритья использовать настой мухомора на спирту. Говорит, можно принимать этот настой и внутрь. Делаем короткую остановку, чтобы нарвать сабельник. 

Кажется, сама природа охраняет лойгинскую узкоколейку.

Проект «Узкоколейные железные дороги Вологодской области» реализуется при использовании средств Фонда президентских грантов.

1 комментарий

Александр · 11.10.2020 в 00:24

Прописаны люди не потому что надбавки хотят получить,а потому что не где больше!Не знаете так не пишите ! Работы, например женщине предпенсионерке ,пенсионерке ,да и вообще многим людям нет,дома разваливаются,ремонтировать не чем ,цены на все бешеные, !!! Уезжают кто куда, работать ,жить , живут на съёмных , или у родственников ,кто где крутятся !!Лойга брошена государством ,предприниматели высасывают что могут ,12 км дороги за всю жизнь не подвели ,позор,…

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *