Рассказываю об устройстве узкоколейных дрезин

На заброшенных узкоколейных дорогах, где прекращено движение поездов, местные жители часто пользуются «пионерками». Так называется дрезина: на ней ездят в лес за грибами и ягодами, на рыбалку, охоту, а еще за металлоломом. На некоторых УЖД движение дрезин очень оживленное.

Как мы ездили на «пионерке» 

На Брусенецкой УЖД в Вологодской области мы проехали на самодельной дрезине 27 километров — всю длину магистрали. 

Сидеть на «пионерке» нужно в ряд спиной друг к другу: например, два человека слева и два справа. Дрезину на каждом стыке кидает во все стороны, и если не держаться за скамейку обеими руками, то велик шанс вывалиться. Сидеть в «проектном положении»  под прямым углом к путям из-за тряски невозможно. Лучше всего, как оказалось, вполоборота.

Наша дрезина выезжает из депо

Ноги нельзя ставить на предназначенную для этого площадку. Говорят, ступни могут попасть в колеса: испортишь обувь или травмируешься. Я держал одну ногу на арке колеса, а вторую на металлическом ящике с инструментами.

Настоящее проклятье — это ветки. Наша «пионерка» была снабжена защитным щитом из фанеры, который отражал нависающие над путями ветки. Но щит не всегда помогает. Нужно постоянно следить за движением и пригибать голову, если сук или ветка висят слишком низко. Кусты и деревья при любом раскладе постоянно хлещут по ногам и рукам.

Удобнее всего сидеть на дрезине оказалось вполоборота

У дрезины есть «круиз-контроль»: водитель может отпустить рукоятку газа и двигаться с постоянной скоростью. Мотоциклетный двигатель очень шумный, но переброситься парой фраз реально, будет слышно.

Заводские дрезины

Дрезины ТД-5У (транспортная дрезина пятой модели узкоколейная) начали выпускать в 1950-е годы. Первые назывались «Пионер». Отсюда пошло общее название для такого транспорта — «пионерка».

Ранний образец заводской «пионерки»

Серийный выпуск дрезин наладили на Калужском заводе транспортного машиностроения. Предприятие до сих пор делает дрезины, но сейчас только для широкой колеи. Конструкция почти не изменилась. Исключение — двигатель. ТД-5 изначально комплектовались двигателями от мотоциклов «Днепр» и «Урал». Они имели мощность до 36 и 41 лошадиной силы соответственно. Современная ширококолейная «пионерка» выпускается с двигателем Kohler мощностью 27 лошадиных сил.

В Калуге сегодня делают дрезины только для широкой колеи

Узкоколейная дрезина ТД-5У весит 310 килограммов и может перевозить шесть человек. Она разгоняется до 50 километров в час. Обычно ездят тише: рельсы на старых узкоколейках кривые, они плохо закреплены, много жестких стыков и опасных поворотов.

Самодельные дрезины

В деревнях мужики собирают «пионерки» самостоятельно. Из металлического уголка пять на пять изготавливают раму. Иногда для нее берут остов старой металлической кровати. Конструкции рамы крепят болтами. Сварка не используется, потому что необходима минимальная подвижность соединений. Так их не разобьет на неровной дороге.

Рамку под двигатель допускается варить. Ставят двигатель от мотоцикла «Минск» или «Восход». Старожилы знают, как привести в движение «пионерку» при помощи бензопилы «Урал»: с нее снимается шина и ставится звездочка под мотоциклетную цепь.

Самодельные дрезины снабжают обычными пружинами, которые выполняют роль амортизаторов.

От пружин толку немного: все равно чувствуется каждый стык рельсов

Для тормозов делается педаль и разжимные тяги. Когда нажимаешь педаль, колодки прижимаются к колесам. Колодки деревянные, вытачиваются из березы. Такая же система торможения и на заводских дрезинах.

Тормоза плохие. Если рельсы мокрые или в снегу, тормозить бывает бессмысленно.

На самодельных дрезинах, в отличие от заводских, обычно нет реверса: «пионерка» умеет двигаться только в одну сторону. Чтобы поехать обратно, ее нужно развернуть вручную.

Разворот «пионерки» в конце пути

Самый дефицитный товар — колеса. Чаще ищут колеса от старых заводских дрезин. Более сложный вариант — выточить колеса из цилиндра от двигателя лесного погрузчика.

Прицепы к «пионеркам» 

Если нужно перевезти груз, к дрезинам цепляют один или несколько прицепов. Получается поезд. 

Каждый прицеп может везти до тонны груза, или 10 человек. Платформа прицепа плоская, поэтому людей на прицепах возят редко. Самое удобное положение, чтобы не упасть, — лежа.

На прицепе лежит металлолом стоимостью примерно 1000 ₽

В глухих районах прицепы нужны для вывозки металла. Местные жители находят его в лесу металлоискателем, выкапывают, а потом сдают в пункты приема лома.

Как организовано движение дрезин  

Никак. 

Если встречаются две дрезины, одну нужно снимать руками с путей. Когда первая пройдет, вторую возвращают на рельсы. Важно вовремя заметить встречную дрезину: бывают столкновения.

Обгон выполняется похожим образом. С рельсов снимают не более медленную, а более легкую дрезину. Тяжелая либо проезжает вперед, либо сдает назад, чтобы пропустить.

Обгон на узкоколейке

Чтобы не возиться с перестановкой дрезин, водители «пионерок» чаще едут друг за другом до нужных им точек.

Андрей Ненастьев

Проект «Узкоколейные железные дороги Вологодской области» реализуется при использовании средств Фонда президентских грантов.