В Вытегорском районе Вологодской области старой узкоколейке нашли место среди новых технологий заготовки леса
Белоручейская узкоколейная железная дорога теперь успешно работает вместе с грузовиками-лесовозами. Когда грунтовки размывает, она полностью заменяет автотранспорт. Местные предприниматели поддерживают в рабочем состоянии советские тепловозы и старые пути. УЖД дает работу полусотне человек. Смотреть на экзотические поезда приезжают финские и московские туристы. Но развивать туризм владельцы узкоколейки не планируют, а лес заканчивается. Что будет с дорогой?
Советское — значит отличное
Белоручейская УЖД практически целиком работает на наследии времен СССР. Здесь восемь тепловозов, в основном 80-х годов выпуска. Самый новый куплен в 1997 году. Из советской эпохи остались пожарные поезда для тушения лесных пожаров, снегоочиститель и струг — 30-летний механизм, которым зимой убирают снег, а летом чистят дорогу от веток и деревьев.
Трое рабочих расправляют на струге металлические заостренные «крылья», затем агрегат прицепляют к тепловозу и проводят по всей линии УЖД. Струг на ходу валит лес, прочищая таким образом обочины пути.
На УЖД работают три путевых бригады, в год они меняют 10 тысяч шпал. Шпалы — это самое уязвимое звено дороги: если они сгниют, рельсы начнут «ходить» и проваливаться.
Каждый день со станции в поселке Депо выходит один состав до поселка Янишево — это 65 километров по УЖД. Днем поезд загружается лесом, поздним вечером он возвращается в Депо и встает на разгрузку. В поселке круглосуточно работает диспетчерская.
Связь с поездами организована по проводам: рации не берут, сотовой связи в лесу нет. На разъездах УЖД стоят старые телефоны, на которых нужно крутить ручку динамо-машины. Она вырабатывает ток, в диспетчерской начинает звонить такой же старый телефон.
Диспетчер Наталья Сиверикова начинает смену с просмотра графика движения поездов. Это большой лист, где на левой шкале обозначены разъезды, а на нижней — время. Машинист или его помощник, прибыв на разъезд, обязаны доложить об этом диспетчеру.
На дороге семь разъездов, то есть нужно семь раз выйти из тепловоза, покрутить ручку телефона, установить связь и сообщить, где поезд. Чем активнее и дольше крутишь ручку, тем лучше слышно.
Диспетчер карандашом ведет на графике линию вверх: от разъезда к разъезду поезд идет к лесозаготовке. Потом так же линия спускается — груженый поезд пошел обратно.
Если поездов несколько, диспетчер берет карандаши разных цветов. Это помогает не запутаться и избежать выхода составов друг на друга.
«У нас есть графики, где все изрисовано разноцветными линиями — столько поездов ходило! — вспоминает Наталья Сиверикова. — Сейчас один, иногда два состава выпускаем».
Кругляку — решительное нет
УЖД в Вытегорском районе органично вписалась в новые схемы валки леса. На конечной станции в Янишево лес заготавливают технологичными машинами — харвестерами и форвардерами, а затем подвозят к узкоколейке и грузят на платформы-сцепы.
До Янишево проложена грунтовка, часть древесины вывозят машинами. Но основной объем везут по УЖД — поезд из 20 сцепов берет 240 кубометров леса против 40 кубометров для одного лесовоза с прицепом. Кроме того, рельсы не размывает весной и осенью.
До нижнего склада на тепловозе нас везет молодой машинист Саня. В кабине стоит магнитола, играет музыка, на потолке проложены светодиодные ленты. Они дают яркий свет. На приборной панели — руль от легковушки.
«Это газ вручную», — объясняет Саня.
Он чуть поворачивает руль вправо, и тепловоз едет быстрее. Потом крутит влево, и машина замедляет ход.
«Тут раньше рукоятка была, но она неудобная, вот мы руль и приделали», — пожимает плечами машинист.
На нижнем складе скопилась огромная гора кругляка — напиленного и очищенного от веток леса. Его поливают водой, чтобы не ел жук-короед. От воды бревна становятся черными.
«Почти все потом пилим на пилораме на доски. Давно уже поняли, что вывоз кругляка запретят, — рассказывает заместитель начальника УЖД Геннадий Терентьев. — Черный лес — это под разделку стоит. Его нагружают лесовозы на себя, и он едет на обработку».
Геннадий Терентьев на УЖД больше 30 лет. Здесь работал его отец, здесь работал его дед.
«Движение было большое, студентов присылали пути ремонтировать, а где-то в 2000-е начался спад, — вспоминает наш собеседник. — Объемы заготовки уменьшились. Сейчас мы план держим, но что будет дальше, непонятно. Надеемся до пенсии доработать».
Электрификация — светоч коммунизма
Белоручейская УЖД считалась передовой, здесь внедрялись новейшие для своего времени инженерные решения. Так, в 60-е годы провели эксперимент по электрификации поездов. К 1965-му на всей линии от Депо до Янишево появились провода с напряжением 10 киловольт.
В леспромхоз поступили два опытных электровоза ЭКоу-4 Демиховского машиностроительного завода. Таких машин на заводе сделали всего две: первую построили в 1960 году, вторую в 1961.
До 1965 года локомотивы проходили тестирование на УЖД Оленинского леспромхоза в Тверской области, откуда их и передали в Белый Ручей. Машины переоборудовали для работы с двухфазной на однофазную сеть.
Электровозы могли ездить на скорости до 38 километров в час, на них ставили тяговые двигатели постоянного тока ДК-104Г с принудительной вентиляцией. Один двигатель выдавал мощность 80 киловатт.
Электровозы проработали на дороге до конца 70-х годов, пока локомотивы не выработали свой срок службы. Демиховский завод не стал запускать серийное производство узкоколейных электровозов, эксперимент прекратился. Провода на УЖД сняли.
Ни один электровоз не сохранился до нашего времени.
Сто лет — не срок
Белоручейской узкоколейной железной дороге почти сто лет. Ее начали строить в 1921 году для освоения территории у Волго-Балтийского канала. Новый поселок лесозаготовителей рабочие назвали Депо, потому что здесь располагалось депо. Потом это название стало официальным.
В 30-х на лесных делянках появились отечественные тракторы С-60. Они подвозили срубленный лес к УЖД.
К 1980 году магистраль УЖД вышла к поселку Янишево, за которым начиналась Архангельская область. Всего на дороге расположилось шесть поселков: Депо, Павшозеро, Красный Бор, Северный, Саменжа и Янишево. Автодорог почти не было. Начиная с Красного Бора, добраться до лесных поселков можно было только по узкоколейке.
Белоручейскую УЖД в 1980-е годы соединили с Рубежской узкоколейной железной дорогой, по которой лес доставляли на берег Волго-Балта. Магистраль Рубежской дороги вышла на 37-й километр Белоручейской дороги. Лес с Рубежской УЖД стали подвозить к магистрали Белого Ручья и уже оттуда возить на нижний склад в поселок Депо. Единая сеть проработала чуть больше 10 лет. В 90-е годы Рубежскую УЖД разобрали.
Поселки Красный Бор и Лесной прекратили существование в 90-е, затем жители уехали отовсюду, кроме Янишево. До Янишево в 2000-е построили грунтовку, поезда стали работать вместе с лесовозами. Протяженность УЖД с тех пор неизменна — 65 километров.
Планы продаж — планы народа
Владелец дороги — АО «Белый ручей», это крупнейшее в Вытегорском районе лесозаготовительное предприятие. Лесопункт в Янишево обеспечивает примерно треть объема заготовки в компании.
«Максимально в Янишево заготовка доходила до 270 тысяч кубов в год, это был 2001 год, — подсчитывает главный инженер АО «Белый ручей» Дмитрий Анхимков. — Потом объемы начали снижаться. Мы уперлись в Архангельскую область, модель экстенсивной заготовки исчерпала себя. В прошлом году в Янишево заготовили 225 тысяч, в этом, может быть, 200 будет. Падение идет. Через пару лет будет 150 тысяч кубов, а потом нечего будет рубить. Потребуется перерыв в 10-15 лет, пока лес подрастет».
По подсчетам предприятия, УЖД рентабельна, пока по ней вывозят больше 150 тысяч кубометров древесины в год.
«Смысл ее содержать, если не будет объемов? — задается вопросом Дмитрий Анхимков. — Все меняется в мире. Для туризма ее мы даже не рассматривали, хотя приезжали финны, москвичи были. Но это была разовая акция. Чтобы этим регулярно заниматься, нужна лицензия, и чтобы все было в соответствие с нормами. Мы, наоборот, от перевозок людей отказались. Вахтовиков в Янишево возим теперь автобусами. Законсервировать дорогу на 15 лет, пока лес не вырастет? Если шпалы не менять, то через три года рельсы все выпадут. И у нас здесь много людей, которые эти рельсы присвоят. Не успеете даже оглянуться, дороги не будет. Если бы рядом был ЦБК, то можно было бы вести интенсивное лесопользование, можно было бы всю эту историю в Янишево продлить — заготавливать баланс березовый и осиновый, техсырье. Но сейчас все это стоит копейки и не востребовано. Заготовлять там, везти сюда по УЖД — это убыток. В области хотели построить ЦБК, он бы потреблял лиственную древесину. Но не построили. И при этом запрещают экспорт кругляка. Все идет к тому, что УЖД будет не нужна».
Проект «Узкоколейные железные дороги Вологодской области» реализуется при использовании средств Фонда президентских грантов.