В 1980-е годы в Вологодской области планировали создать одну из самых длинных в СССР узкоколейных железных дорог

Проект предполагал объединение крупнейшей в регионе Семигородней УЖД в Харовском районе и Пятовской узкоколейки в Тотемском районе. Общая протяженность дороги составила бы более 200 километров, а с учетом ответвлений — больше 400. Впервые УЖД соединялись в единую сеть. Рабочим оставалось построить два километра путей, когда проект заморозили. Об этих событиях не осталось информации, но мы восстановили их по воспоминаниям очевидцев.

Слияние

Существование проекта объединения двух дорог подтверждают и в Харовском, и в Тотемском районах.

«Наша дорога шла до лесного поселка Дружба, это примерно сто километров от станции Семигородняя. Но дорога уходила и чуть дальше. На 104-м километре была отворотка на Красный Бор, это уже в Тотемском районе. А дальше шли восемь километров до карьера. В карьере хотели соединяться с Пятовской УЖД и возить лес оттуда», — вспоминает бывший начальник Семигородней узкоколейки Василий Гусинский.

Проект объединения Семигородней и Пятовской УЖД

Последний начальник лесопункта в тотемском поселке Крутая Осыпь Александр Непеин утверждает, что проект слияния рассчитывался с учетом вырубки леса на 20 лет вперед.

«На нашей тотемской стороне был нежилой поселок Крутой Починок, и тепловозы Семигородней стояли рядом с Крутым Починком. Я их сам видел, они рядом с нами работали. У них там был поселок Дружба, а потом Красный Бор, — говорит Александр Непеин. — Смысл слияния был в том, чтобы пиловочник вести от нас в Харовский район. У них в Семигородней была мощная площадка перегруза с узкой на широкую колею, и дальше они отправляли. У нас же был водный сплав. Осина и береза, которые мы сплавляли по Сухоне, тонули. Легче было возить к ним и дальше по железной дороге доставлять».

Александр Непеин показывает остатки Пятовской дороги

Бывший работник брусенецкого леспромхоза в Нюксенском районе Александр Шишебаров утверждает, что с водным сплавом действительно всегда были проблемы.

«Дно Сухоны выстлано деревом. Лиственные породы тонули очень часто. В 90-е немцы предлагали почистить русло в обмен на то, что поднимут со дна, но что-то не сложилось», — рассказывает Александр Шишебаров.

Александр Шишебаров: «Дно Сухоны выстлано деревом»

По воспоминаниям местных жителей, с тотемской стороны к харовской дороге в 80-е проложили насыпь и стали тянуть рельсы. До соединения путей оставалось два километра, но работы неожиданно остановили. Точной причины этого никто назвать не может.

«Возможно, решили, что слишком далеко возить. Получалось больше ста километров тянуть лес, узкоколейки на таких расстояниях невыгодны», — предполагает Александр Непеин.

«Разбирать дорогу приехали с автоматами»

В 2005 году Пятовская узкоколейная дорога прекратила работу вместе с Тотемским леспромхозом. В поселке Крутая Осыпь сейчас живет меньше 100 человек вместо 400. Сотовой связи в поселке нет, люди созваниваются по стационарным телефонам. От стокилометровой УЖД остался участок в 10 километров от поселка до Сондужского озера.

Местные жители держат дрезины-«пионерки», чтобы ездить по дороге на рыбалку, охоту и за ягодами. 

«В 2003 году мы встали, а в 2005 году не стало ни леспромхоза, ничего, — разводит руками Александр Непеин. — Директор продал УЖД какой-то фирме, приехала охрана с автоматами разбирать дорогу, нас всех разогнали. Такие объемы рельс, сколько лома!»

Большая и маленькая

По Семигородней УЖД в советское время ежегодно вывозили от 800 000 до одного миллиона кубометров леса. Объемы вывозки на Пятовской УЖД были ниже: около 120 тысяч кубометров в год.

По информации вологодской газеты «Премьер», охранники питерского ЧОПа демонтировали участки рельсов, чтобы саботировать движение поездов. Один состав с лесом пустили под откос. 

В итоге часть дороги продали в Индию, чтобы рельсами подпирать стены шахт. 

«Я уехал отсюда в 2005 году, работал до пенсии в Череповце на тракторе, — вздыхает бывший начальник лесопункта. — Спереди нож, сзади пескоструй, никто не подрезает — красота! Еще у меня трое детей в Череповце, они напокупали себе дач, я приезжал помогать. Забор, фундамент поставить — помогал. Они звали в город жить, но я в вагончике жил, мне так привычнее. И на дорогу время не теряешь: с утра встал и работать».

Объемы перевозок по Семигородней УЖД многократно сократились уже в 80-е. Состояние путей было неважным, из-за этого на дороге регулярно происходили аварии. В 1994 году прекратилась вывозка леса из Тафтинского лесопункта — это самый дальний на дороге поселок Дружба.

В 2014-2015 годах Семигороднюю УЖД тоже продали и разобрали

Проект «Узкоколейные железные дороги Вологодской области» реализуется при использовании средств Фонда президентских грантов.