Я подписан на рассылку австралийского института стратегической политики — эта организация регулярно получает наборы данных от американских соцсетей и без всякого пафоса анализирует их на предмет политических манипуляций.
Собрал из разных материалов четыре примера, как государства при помощи ботоферм и живых лидеров мнений (прости господи, инфлюенсеров) пытаются воздействовать на общественное сознание.
Сегодня история №1 про Кашмир.
Кашмир — это спорная территория, которую частями контролируют Индия, Пакистан и Китай.
В 2019 году Индия лишила свою часть Кашмира особого статуса и таким образом урезала права людей. После этого началась виртуальная война: 1198 индийских ботов схлестнулись в Твиттере с 568 пакистанскими ботами.
Индусы пытались создать видимость, что местное население только радуется, соответствующие посты публиковали под хештегом #КашмирПриветствуетИзменения. Пакистанцы же выбрали хештег #ИндияИспользуетКластерныеБомбы.
Дальнейший спор разворачивался вокруг действий индийской армии. Причем пакистанские боты публиковали негативные мнения об индийских солдатах под тем же хештегом, под которым индусы пытались показать себя с лучшей стороны.
Анализ твитов показал, что посты ботов с обеих сторон оказались бесполезны с точки зрения вовлеченности живых людей: посты не комментили и не ретвитили.