Прочитал новую книгу Максима Ильяхова «Ясно, понятно». Слышал мнение, мол, это специальная литература «для вас филологов», но это не так. Книга — для всех, кто хоть как-то занимается коммуникациями, хотя бы на уровне написания деловых писем.

Самая интересная фишка — это осязаемое и понятное описание контекста. Контекст — это как бы нетекстовое окружение текста. Я приводил в своих постах примеры:

1. Скандально известная компания, которой люди вынуждены ежемесячно платить деньги, рассылает откровенно бандитские уведомления за копеечные долги.
2. Другой монополист требует от клиентов предоставить документы, которые потерял его предшественник.
3. Депутат приехал в село, всего наобещал, ничего не сделал, а через пять лет приехал снова и пытается при помощи воодушевляющих речей заслужить доверие.

Все это и есть контекст: когда окружающая ситуация влияет на восприятие текста сильнее, чем он сам. В лингвистической семантике это называется пресуппозиция. Но объяснения профессора Падучевой и объяснения Ильяхова — это совсем разные объяснения.

Вывод простой: как ни корчуй слова, а если контекст хреновый, самый лучший текст могут воспринять негативно. Пытаюсь доносить это до заказчиков так: сначала исправляем контекст, то есть перестаем кидать в людей отписки и шпынять их по отделам, начинаем убирать очереди, возвращаем деньги, если накосячили. Хотя бы что-то делаем. Только потом рассказываем, какие мы самые лучшие.

Рубрики: Работа

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.